пятница, 1 января 2016 г.

модераторское


Совершенно неожиданно... забодали проблемы с картинками на аплоаде... Никогда не знаешь, что и где потеряется... а что сохранится... Уж думала на Зеркалах всё будет в сохранности... Ан нет.. Файлохранилище то ли перегружено сверх меры, то ли авторские права блюдёт... но картинки периодически пропадают... равно как и с любых других специализированных сайтов...







Как-то так....

Читать далее...

пятница, 4 июня 2010 г.

Несуществующее прошлое...

Чапке посвящается.

Зарисовка написана где-то в году 96-98. Сейчас слишком многое изменилось, чтобы проводить параллели между собой и той хрупкой девочкой, которая всё это чувствовала.

Но просто, чтобы сохранить память о той, которой больше нет.



***

Тинь-тинь. Тук-Тук. Синичка на окне.

Серые стены, паутинки-трещинки на потолке. Она видела их тысячу раз. Каждый раз, просыпаясь, она надеялась увидеть что-нибудь другое. Возможно, такое случалось. Но, наверное, не с ней, или не в этой жизни. Каждый раз, проснувшись, она пыталась вспомнить мучившие ее сны. Но сны не хотели вспоминаться. Они донимали ее ломотой в мышцах, болью в суставах, желтыми разводами заживающих синяков и кровоподтеков, запекшимися бороздками царапин и ссадин на локтях, ладонях, коленях. И еще неприятным металлическим привкусом во рту и запахом кожи. Сны напоминали о себе репьями прочно впившимися в волосы и разными непонятными штуковинами, вроде обрывка цепочки или, как сейчас, браслетки в зажатом, онемевшем кулаке.

Сегодняшнее пробуждение не было каким-то особенным. Все как обычно. Только... Только что-то все равно было не так как всегда. Нечто синичкой скреблось и стучало в голове, пытаясь выбраться наружу, но не находило выхода. Отчего острее было состояние безысходности и безнадежности и, хотелось вновь провалиться в спасительное забытье. Но это удавалось не так часто, как хотелось бы.

Скоро придет та, что причиняет боль. Она будет смотреть своими большими коровьими глазами и молчать. От этих глаз всякий раз становится невыносимо больно. И еще сильнее хочется забыться. Но они не хотят, чтобы она спала. Ее сны слишком беспокойны и тревожат не только ее. А ей так хочется уснуть и исчезнуть из этого мира навсегда. Потому что, когда это не сон, тогда больно.

Она ненавидит свое тело. Оно полно боли и слабости. Всякий раз, чтобы встать с постели, ей приходится тратить уйму сил. Она чувствует, как натягиваются мышцы, как откликаются звенящей болью, точно гитарные струны, связки, как наполняются болью позвонки и суставы. В голове туманный шум. Голоса окружающих доносятся словно сквозь ватные тампоны.

Жизнь в этом мире напоминает бесконечный телесериал, а люди вокруг нее все до одного похожи на известных актеров, и до неузнаваемости друг на друга.

Сколько продлится на этот раз ее жизнь без сна? Нет она будет исправно ложиться каждый вечер в постель и лежать там сколько положено. Порядок есть порядок. Но спать ей не дадут. Они придут, чтобы она не посмела заснуть, и будут бесконечно говорить, говорить, говорить, заставляя ее отвечать, доводя ее нервы до предела, до исступления, когда не только спать, жить становится невыносимо.

Иногда хочется прекратить этот кошмар и умереть. Хотя, чтобы свести счеты с жизнью, нужны определенные силы. У нее их нет.

Иногда ей кажется, что сил у нее прибавилось и она может попробовать сделать шаг на встречу вечности. Но они бдительно следят за ней. Когда ей вдруг удается сделать что-то без посторонней помощи, приходит тот, который ломает ее неуспевающие окрепнуть позвонки. И она снова впадает в бессилие. При этом он говорит, какая она маленькая девочка, а маленьким девочка очень опасно ходить самостоятельно. Маленькие девочки должны лежать в кроватке. И она послушно ложится, потому что когда ломают позвонки - больно, и ей не хочется чтобы это случалось часто.

Он говорит, что это любовь. Что он любит ее именно такую, беспомощную и беззащитную. Она верит ему. Это продолжается невыносимо долго. Бесконечно. Всегда.

Как случилось, что она попала сюда, в эти серые стены и треснутый потолок? Она не помнит. Ее тревожат иногда какие-то образы, но скорее всего это всего лишь обрывки снов. Ее жизнь - ожидание. Постоянное ожидание сна.
Читать далее...

суббота, 31 января 2009 г.

Прогулки по воде…

«Если ты проснулся и у тебя ничего не болит, похоже - ты умер. (с) народная мудрость.

У каждого свой опыт в жизни.. И каждый рассуждает согласно своему опыту... Испытывать боль – страшное испытание... но жить не испытывая боли совсем - ещё страшнее.... Хотя и кажется, что когда разум не затуманен чувствами - есть возможность трезво смотреть на происходящее.. Кажется, что есть больше времени и сил для самосовершенствования.

«Я просила Бога уберечь меня от боли, и Бог сказал – нет.
Он сказал, что страдания отворачивают человека от мирских забот
и приводят к Нему» (с)
Мать Тереза


Знаете, что самое страшное в отсутствии боли? Привычка. Привычка к маске, панцирю, противогазу. Одев один раз, чтобы защитить себя от реальной серьезной угрозы, и почувствовав в безопасности, начинаешь искать повод, чтобы не снимать её уже никогда. И продолжаешь жить в панцире, лишенный возможности сопереживать этому миру… А иногда, перестав ощущать чужую боль, перестаёшь рассчитывать силу своего удара… воздействия на окружающих... Находясь в танке можно запросто не заметить, кого ты случайно переехал…

Кстати, воинские доспехи всех времен спасали лишь от смертельного удара, но не от боли. Боль всегда оставалась соратницей живых, если болит - значит жив.

Время залижет все твои раны,
Время научит терпеть.
А все, что не вылечит время
Когда-нибудь вылечит смерть.
Пусть раны посыпаны солью,
И мир так красив и жесток.
Жизнь измеряется болью,
Которую ты превозмог. (с)
западный фронт

Доспехи необходимы всегда, когда ты идешь на битву. Когда ратный труд – твоя повседневность. Странствующий рыцарь или пехотинец, но ты находишься на передовой. Ты примешь на себя основной удар врага. Приучая свое тело к железному панцирю, ты точно знаешь, что твоя главная задача – это не спасение себя, это защита тех, кто не может защитить себя сам.

«…Андрей доставал из воды пескарей, а Спаситель - погибших людей…»

Если ты надеваешь противогаз исключительно, чтобы выжить самому… твои таланты, твои амбиции, твои достижения - не будут стоить ровно ничего, если не останется тех, кому можно их посвятить.

"Но, учитель, на касках блистают рога, черный ворон кружит над крестом
Объясни мне сейчас, пожалей дурака, а распятье оставь на потом".


Даосы считают, что человек приходит на землю с заданной программой, с определенной целью. Для одних программа состоит в прохождении испытаний и усвоения уроков, после которых они могу перейти на следующую ступень развития.

Мать Тереза часто говорила, что настоящая любовь неотделима от страдания, что «нищету создал не Бог, а я и ты, потому что мы не умеем делиться».

«Позволь мне проповедовать любовь не словами, но примером моей жизни, силой влечения, воодушевляющим влиянием моих дел, показывающих всю глубину любви, которая пылает в моем сердце».

Selfire — развитие личности

.
Читать далее...

пятница, 16 января 2009 г.

Масштаб личности

Масштаб личности, на мой взгляд, определяется способностью глядеть на мир глазами Создателя – от уровня песочницы до уровня Вселенной. Видишь ли ты себя пешкой на шахматной доске, игроком, передвигающим пешки, птицей, парящей над головами игроков, Богом, определяющим судьбу Земли – зависит от масштаба твоей личности.

И если личная ответственность распространяется на пространство, ограниченное пределами твоей кожи, то масштаб личности – это способность мыслить за пределами этой оболочки. И чем дальше распространяется сфера интересов человека, чем шире горизонты его ума – тем значительнее его масштаб.

Для широкомасштабной личности не имеют значения ограничения, накладываемые социумом или объективной реальностью. В этом смысле, бытующее на просторах рунета выражение о том, что масштаб личности зависит от масштаба проблем, на которые ему плевать – имеет буквальное значение. То, что для одного человека будет серьезной преградой, для другого – лишь досадная помеха.

Можно ли изменить масштаб личности? Наверное можно… Можно расширять горизонты, сферы влияния, повышать уровень сложности решаемых задач…

На масштаб личности влияют два основных параметра: интеллект и амбиции, т.е. те цели и задачи, которые ставит перед собой человек и тот потенциал, который позволяет воплотить эти задачи в жизнь. Идеальный вариант для любого человека – это сопоставимые величины амбиций и интеллекта. Высокий интеллект с высокими амбициями – это высшая точка гармонии, считающаяся даром свыше. Такие люди выгодно отличаются от остальных чувством предназначенности. То, что остальным кажется невнятным, для них – очевидно…

Можно ли считать завышенные запросы – высокими амбициями? Наверняка – нет. По крайней мере до тех пор, пока они не будут подкреплены реальными действиями.

Стоил ли начинать воплощать свои амбиции в жизнь, не созрев интеллектуально? То же – нет. Разочарование может оказаться слишком жестоким… Пока твой ум не готов работать – амбиции могут лишь озлобить.


Но что же делать тем, у кого достаточен уровень интеллекта, но недостаточен уровень амбиций??




.
Читать далее...

воскресенье, 11 января 2009 г.

Искушение властью

Все началось с отливки Великих Колец. Три Кольца для эльфов – бессмертных и мудрых. Семь - для повелителей гномов - добытчиков и мастеровых горных пещер. А девять Колец были предназначены человеческому роду, который превыше всего жаждал власти.

В этих Кольцах была заключена сила власти над каждым из народов.

И было создано еще одно Кольцо. Единое, которое должно было подчинить себе все остальные. В это Кольцо Саурон – Темный Властелин, вложил всю свою силу и жажду власти над живым. Одно Кольцо, чтобы править всем Миром.

Однако эльфийские кольца оказались неподвластны Темному Властелину. Не удалось сломить и гномов. Они были крепки и выносливы. Хотя и стали более жадными до сокровищ и более воинственными. И лишь владельцы девяти колец, которые Саурон подарил людям, оказались под влиянием Темного Властелина. Их волю было легко сломить и они быстро пали, склонившись к темным силам. Они превратились в призраков, которых прозвали назгулами и служили хозяину Единого, подчиняясь его темной воле.

В великой битве на склонах Ородруина пал Темный Властелин, однако не был уничтожен т.к. Кольцо Всевластия осталось невредимым. Оно досталось Исилдуру – Королю людей. И хотя он имел возможность уничтожить его, он поддался искушению и забрал Единое Кольцо себе. И кольцо предало его, подставив под стрелы орков в Ирисной низине (Gladden Fields).


Искушение властью становится главным мотивом всех событий этой Эпохи.

У Толкиена искушение властью проявляется через желание обладать кольцом. Что до Кольца, то - это не сама Власть, а аллюзия на искус властью. Т.е., власть как иллюзорный предмет. Человек готов за нее отдать все самое дорогое, душу заложить. А на самом деле - это обман, фальшивая монета.

Даже сам Темный Властелин вторичен по отношению к Кольцу. Он является всего лишь физическим воплощением зла. Кольцо же - символ власти, к которой так стремятся люди. Заполучив которую, они изменяются, изначально убедив себя, что, необходимо использовать представившийся шанс. Что окажись у них возможность использовать силу и власть, чтобы глобально влиять на мир, они сделали бы его лучше. Но власть разъедает изнутри. Из-за ее иллюзорной силы человек готов пожертвовать дружбой, любовью, честью. Но Кольцо способно быть реальной Силой - только в руках своего создателя. Для остальных - это лишь фантом, ловушка.

Кольцо "подсказывает ложь", помогая завладеть собой, - и вот герой ввергнут в пучину страшных событий. Кольцо предлагает сделать героя невидимым, спрятать от врагов, но, послушав совет кольца, герой оказывается замечен и смертельно ранен слугами Властелина. Кольцо является сильнейшим соблазном, сеет вокруг себя раздоры и несчастья, и единственный способ избежать его пагубного влияния - даже не допускать мысль, о том, чтобы воспользоваться его темной силой.

Кольцо Всевластия в большей степени представляет опасность для самых мудрых и могущественных персонажей - властителей и волшебников, которых можно убедить в том, что они обратят абсолютную власть во благо. Чем больше человек знает, тем большего он хочет достичь, тем больше у него искушений. Искушения слабых - "мелкое Всевластье" - история Горлума тому подтверждение. Искушение сильных - власть над миром, желание "переделать все так, чтобы было лучше".

Кольцо сокрушило ученого и изначально доброго волшебника Сарумана. Он начинает изучать историю кольца и постепенно становится одержимым жаждой его обладания. Он приходит к краху, движимый мыслью о том, что лишь он обладает достаточной мудростью, позволяющей направить силы кольца на праведные цели.

Еще один "хороший парень", принц Боромир, недооценивает темное искушение Кольцом и стремится использовать его против сил зла; он считает, что неприменение кольца равносильно принятию поражения.

Даже Фродо, не может устоять перед искушением и не использовать Кольцо. В тот момент, когда Фродо должен уничтожить его, он не может заставить себя избавится от Кольца.

Толкин сомневается в способности человека противостоять искушению абсолютной власти. Не секрет, что это одно из самых страшных искушений. Даже искушение деньгами – на втором месте. Власть портит практически любого человека. Оказаться незапятнанным, будучи вовлеченным в политические игры, практически невозможно. Либо быть чистым, либо быть живым... Всякий, получивший власть, больше всего боится лишиться её.

Власть над миром, это и вовсе непосильная ноша для человека. Если он хочет власти над Миром, ум его помрачается и он уже не человек, он ....совсем уже другое существо... "Самовластие не терпит сопротивления, достоинства и независимости, оно ненасытно оно стремиться быть вездесущим".


С. Б. Переслегин "Синдром Гэндальфа-Сикорски: проклятье власти в контексте истории"


КАК ЖЕ ТОГДА ПРОЙТИ ИСПЫТАНИЕ И СОХРАНИТЬ ЖИВУЮ, НЕВЫГОРЕВШУЮ ДУШУ...

Читать далее...

пятница, 9 января 2009 г.

ПАРАЛЛЕЛИ

Царь Федор Иванович не оставил после себя завещания.

Патриарх тщетно напоминал Федору о необходимости назвать имя преемника, но Царь по обыкновению отмалчивался и ссылался на волю божью. Будущее жены его тревожило больше, чем будущее трона. Федор наказал Ирине "принять иноческий образ" и закончить жизнь в монастыре.

Борис отказался исполнить волю царя относительно пострижения вдовы-царицы и пытался закрепить за ней трон. При жизни Федора Ирину Годунову охотно именовали "великой государыней". Но такое звание не равнозначно было реальному царскому титулу. В то время цариц не только не короновали, но и не допускали к участию в торжественной церемонии. Не будучи коронованной особой, связанной с подданными присягой, Годунова не могла ни сама обладать царской властью, ни передать ее своему брату.

Самостоятельное правление царицы Ирины не заладилось и, через неделю после кончины мужа, она объявила о решении уйти в монастырь. Годунова отказалась от власти в пользу Боярской думы. "У вас есть князья и бояре,- заявила она народу,- пусть они начальствуют и правят вами".

В обстановке междуцарствия руководство Боярской думы и столичные чины взяли на себя инициативу созыва избирательного Земского собора. При жизни Федора Годунов умел добиться повиновения от высшей знати. После смерти царя бояре перестали скрывать свою вражду к временщику. Аристократия и слышать не желала о передаче ему короны. Ее упрямство подкреплялось вековыми традициями. В феодальные головы плохо укладывалась мысль об избрании в цари не слишком знатного дворянина. Ближайшими родственниками Московского дома были князья-рюриковичи, среди которых первенствовали "принцы крови" - Шуйские. Калита вел род от Александра Невского, а Шуйские - от Андрея, его младшего брата. Но главными противниками Годунова выступали не Шуйские, а Романовы.

С января 1598 года в Москве определились четыре самых вероятных претендента на трон. Первые места среди них отводились Федору и Александру Романовым. Последние места среди претендентов достались Мстиславскому и Борису Годунову. В жилах Мстиславского текла королевская кровь, он был праправнуком Ивана III и занимал пост главы Боярской думы. Но среди коренной русской знати литовские выходцы Мстиславские не пользовались авторитетом. Совсем не высоко оценивали шансы Бориса. Он не имел никаких формальных прав на трон, так как не состоял в кровном родстве с царской фамилией.

Борьба за власть расколола Боярскую думу. Раздор в думе достиг такой остроты, что Борису пришлось покинуть свое кремлевское подворье и выехать за город. Он укрылся в хорошо укрепленном Новодевичьем монастыре.

17 февраля истекло время траура по Федору, и Москва тотчас же приступила к выборам нового царя. Патриарх Иов созвал на своем подворье совещание, принявшее решение об избрании на трон Бориса. Самые красноречивые почитатели Годунова не поленились встать на солнечном восходе и пришли к патриарху с писаной "хартией". Созданный в разгар избирательной борьбы, этот документ может служить ярчайшим образцом предвыборной литературы. В нем биография кандидата расписана самыми яркими красками, не упущена ни одна деталь, которая могла бы подкрепить его претензии на трон.

В то же время бояре собрались во дворце и после длительных прений обратились к народу с особым воззванием: они дважды выходили на Красное крыльцо и увещевали народ принести присягу думе. Самая большая трудность для думы состояла в том, что "великие" бояре, решительно отказавшиеся признать права Бориса на трон, никак не могли преодолеть собственные разногласия. Это обессилило думу.

В ходе избирательной борьбы наступил критический момент. Решение Земского собора в пользу Бориса Годунова не могло считаться законным, поскольку высший государственный орган - Боярская дума - решительно отклонил его кандидатуру. Но и предложение думы присягнуть боярам и учредить в стране боярское правление также не прошло. Раскол в верхах привел к тому, что вопрос о престолонаследии был перенесен из думных и патриарших палат на площадь.

Противоборствующие партии пускали в ход всевозможные средства - от агитации до подкупа. Земский собор оказался более расторопным. 20 февраля ему удалось организовать шествие в Новодевичий монастырь. Борис благосклонно выслушал речи соборных чинов, но на все их "моления" отвечал отказом.

Патриарх и члены собора постарались использовать наметившийся успех и с удвоенной энергией взялись за подготовку новой манифестации. Церковь пустила в ход весь свой авторитет. По распоряжению патриарха столичные церкви открыли двери перед прихожанами с вечера 20 февраля до утра следующего дня. Расчет оказался правильным. Ночное богослужение привлекло множество народа. Наутро духовенство вынесло из храмов самые почитаемые иконы и со всей "святостью" двинулось крестным ходом в Новодевичий. Таким, способом руководителям Земского собора удалось увлечь за собой внушительную толпу.

Убеждая Бориса принять корону, церковники пригрозили, что затворят церкви и положат свои посохи, если их ходатайство будет отклонено. За ними выступили бояре, сказавшие: "А мы называться боярами не станем" (не будут управлять государством, если Борис не примет корону). Последними, как и полагалось по чину, высказались дворяне.Они заявили, что в случае отказа Бориса от короны перестанут служить и биться с неприятелями, «и в земле будет кровопролитие».

Борис, выйдя на паперть, обернул шею тканым платком и показал, что скорее удавится, чем согласится принять корону. Этот жест, произвел большое впечатление на толпу. Общий клич создал видимость всенародного избрания, и Годунов, расчетливо выждав минуту, великодушно объявил толпе о своем согласии принять корону. Не теряя времени, патриарх повел правителя в ближайший монастырский собор и нарек его на царство.

Манифестация 21 февраля сыграла важную роль в ходе избирательной борьбы. Но вся структура тогдашней государственной власти была такова, что народное избрание Бориса на трон не могло иметь силу без санкции со стороны высшего органа государства - Боярской думы. Годунов не мог принять венец без присяги в Боярской думе. Старшие бояре не спешили с выражением верноподданнических чувств, что и вынудило правителя вторично удалиться из столицы "за город", в Новодевичий монастырь.

Неудача не смутила Годунова. Ряды его сторонников росли день ото дня. В начале марта 1598 года патриарх вновь вызвал к себе соборные чины. Чтобы короновать Бориса, надо было предварительно провести общую присягу. Неудивительно, что деятельность мартовского собора сосредоточилась в значительной мере на вопросе о способе ее проведения.

После совещания провинциальные епископы получили от патриарха повеление созвать в главных соборах мирян и духовенство, прочесть им грамоту об избрании Годунова, а затем петь многолетие вдове-царице и ее брату в течение трех дней под колокольный звон. Позже в провинцию выехали эмиссары правителя: в Новгород Великий - думный дворянин князь Петр Буйносов, в Псков - окольничий князь Иван Гагин, в Смоленск - окольничий Семен Сабуров. Особое беспокойство у Годунова вызывал Казанский край, где засели его давние недоброжелатели - воевода Иван Воротынский и митрополит Гермоген. Чтобы преодолеть их сопротивление, Борис послал в Казань боярина князя Федора Хворостиннна, который должен был "привести к кресту" тамошних дворян и население.

Эмиссары Бориса занимали среди думных людей последние места. К тому же они не имели полномочий от Боярской думы. Но посланцы Годунова явились в провинцию не с пустыми руками. Раздача денежного жалованья дворянам стала немаловажным аргументом в избирательной борьбе.

Нет оснований сомневаться в самом факте присяги, проведенной весной 1598 года. Иной вопрос, удалось ли Годунову придать ей всеобщий характер. На местах правительственная акция, по-видимому, не встретила больших препятствий. Провинция не привыкла противиться предписаниям центра. Но ее влияние на дело царского избрания было не слишком велико. Судьбу короны решала не провинция, а "царствующий град" Москва.

Чтобы облегчить Борису возвращение в Кремль, его приверженцы организовали третье по счету шествие в Новодевичий монастырь. Вместе с верными боярами Иов настойчиво просил Бориса не мешкая переехать в "царствующий град" и сесть "на своем государстве". В знак полной покорности просители стали перед правителем на колени и "лица на землю положиша". В ответ Годунов неожиданно объявил, что отказывается от трона.

Отказ Бориса побудил патриарха вновь обратиться к царице-инокине за указом. Старица Александра без промедления "повелела" брату ехать в Кремль и короноваться. Свой указ бывшая царица облекла в самые недвусмысленные выражения. Новый ход годуновская партия хорошо рассчитала. Поскольку патриарх не мог короновать претендента без боярского приговора, а руководители думы продолжали упорствовать, необходимый боярский приговор был заменен указом постриженной царицы.

1 апреля Годунов во второй раз торжественно въехал в столицу.

Борис не осмелился применить санкции против оппозиции Боярской думы, но постарался помешать ее деятельности под предлогом угрозы татарского вторжения. Он постарался привлечь общее внимание к вопросу о внешней опасности. В обстановке военной тревоги ему нетрудно было разыграть роль спасителя отечества и добиться послушания от бояр.

Годунов объявил, что лично возглавит поход на татар. К началу мая полки были собраны, а бояре поставлены перед выбором. Им предстояло либо занять высшие командные посты в армии, либо отказаться от участия в обороне границ и навлечь на себя обвинения в измене. В такой ситуации руководство Боярской думы предпочло на время подчиниться. Борис добился своей цели и мог торжествовать.

Отдав приказ о сборе под Москвой всего дворянского ополчения, Годунов в начале мая выехал к полкам на Оку. На берегу Оки воздвигли целый город из белоснежных шатров с невиданными башнями и воротами. В этом городе Борис устроил поистине царский пир по случаю благополучного окончания своего предприятия. Крымские послы, явившиеся с предложением о мире, признали за ним царский титул. Английская королева официально поздравила его с восшествием на престол.

Серпуховский поход стал решающим этапом избирательной кампании Бориса Годунова. Шум военных приготовлений помог заглушить голос оппозиции. Раз подчинившись правителю, бояре стали обращаться к нему за решением своих местнических тяжб и тем самым признали его высший авторитет. Со своей стороны Борис постарался удовлетворить самолюбие главных противников, вверив им командование армией.
Годунов не жалел усилий, чтобы завоевать на свою сторону симпатии всей массы уездных дворян и ратных людей. Он щедро потчевал их за "царским столом", а затем велел раздать денежное жалованье.

Борис добился признания со стороны дворянского ополчения, потому что его политика закрепощения крестьян и освобождения барской запашки от государевых податей отвечала чаяниям и нуждам феодального сословия в целом. Энтузиазм провинциальной служилой мелкоты помог Борису преодолеть колебания в среде столичного дворянства.



БИБЛИОТЕКА «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА»
.

.
Читать далее...

четверг, 8 января 2009 г.

Слыть и Быть...

Царь Федор Иоаннович. 1584-1598.

Родившийся в кремлевском царском дворце 31 мая 1557 г. Федор был шестым ребенком и третьим сыном царя Ивана IV Васильевича (Грозного) в его первом браке. То ли мать, Анастасия Романовна Романова (Захарьина-Юрьева), была не вполне здорова, то ли у отца была плохая наследственность, но шесть сестер Федора умерли в младенчестве, а сам он родился хилым и болезненным.

В абсолютном большинстве книг о времени царя Федора Ивановича неизменно можно обнаружить упоминание о его слабоумии и даже идиотизме. Стопроцентно исключать возможность столь печального для русской истории факта, конечно, нельзя. Но для веры в подобные утверждения оснований и вовсе нет. По большей части они просто голословны.

Несмотря на болезненность, с детских лет Федор производил на окружающих вполне благоприятное впечатление. В Польше даже намеревались избрать его своим королем, причем поляки предлагали в жены для Федора принцессу одного из европейских королевских Домов.

Первым же своим действием новый государь ясно дал понять, что продолжать политику отца не намерен. Была не только объявлена амнистия всем осужденным при Иване Грозном, но и без выкупа отпущены захваченные в ходе Ливонской войны иностранцы. Амнистия осужденных значительно укрепила авторитет царя. В среде чиновников появилось много искренних сторонников новой власти, из них и стала постепенно формироваться новая администрация в городах и крупных поселениях.

Вслед за этим была проведена в центре и на местах ревизия государственной казны. Главное внимание было уделено сильно подорванному опричниной хозяйству страны, без чего невозможно было пополнение казны. Была пересмотрена система налогов и пошлин. Самые тяжкие из них существенно снизили, а некоторые и вовсе отменили.

Озаботилась власть и незавидным положением мелкопоместного дворянства, от которого, особенно в неурожайные годы, в основном и уходили крестьяне в Юрьев день. Чтобы предотвратить их разорение, правительство продолжило начатое Иваном Грозным с Новгородской земли составление писцовых книг, закрепляя тем самым крестьян за их землевладельцами. Процесс шел медленно, закончился лишь к концу правления Федора Ивановича и потому возмущений в народе не вызвал.

После лихолетья опричнины особенно были довольны современники царя наступившей стабильностью во внутренней политике. Администрация всех уровней получила строжайшее указание с полным вниманием относиться к жалобам с мест. В споры между знатными людьми зачастую вмешивался сам государь, независимо от чинов и званий присуждая к батогам, воровской тюрьме и ссылке. Судьям на местах увеличили жалование и земельные наделы, велев за эту милость «творить праведный суд, не взирая на лица».

Несмотря на разгром в 1584 г. экспедиции Ермака, царские войска продолжали двигаться вглубь Сибири. На Западе пришлось решать проблему возврата Балтийского побережья, утерянного в ходе Ливонской войны - от выкупа шведы отказались и Федор Иванович лично повел полки на Север. Шведы таких решительных действий не ожидали и тут же предложили переговоры и весной 1595 г. был подписан вечный мир с возвратом всех земель и возобновлением торговых отношений.

В царствование Федора Ивановича произошло и последнее в русской истории нападение крымских татар на Москву. Крымская орда летом 1591 г. пошла к Москве. Федор Иванович лично провел смотр полкам и назначил военачальников на наиболее ответственные участки. Его появление воодушевило ратников: но до сражения дело не дошло - хан оценил возможное соотношение сил и счел за лучшее убраться восвояси.

После татарского набега усилили обороноспособность Москвы – помимо линии стен Белого города вокруг столицы насыпали еще и новые земляные валы, названные Земляным городом. На наиболее опасных южных и западных маршрутах возводились новые крепости, в существующих деревянные и земляные стены заменялись каменными.
По-видимому, для устрашения всех врагов разом по распоряжению царя русский мастер Андрей Чохов отлил невиданного ранее калибра Царь-пушку

И самым, пожалуй, главным делом 14-летнего правления Федора Ивановича было учреждение на Руси патриархии - церковной структуры, без наличия которой царский титул не мог считаться полноценным.

Феодор I Иоаннович


Ничто в этой жизни не проходит безнаказанно. Федор Иоаннович понимал это как никто. Даже тот факт, что Господь не дал ему возможности продолжить род Рюриковичей, он приня с должным смирением. Судьба отомстила жесточайшей смутой за тяжкие деяния Ивана Грозного. Отмолить всех грехов отца Федор Иоаннович не смог...



.
Читать далее...