четверг, 8 января 2009 г.

Слыть и Быть...

Царь Федор Иоаннович. 1584-1598.

Родившийся в кремлевском царском дворце 31 мая 1557 г. Федор был шестым ребенком и третьим сыном царя Ивана IV Васильевича (Грозного) в его первом браке. То ли мать, Анастасия Романовна Романова (Захарьина-Юрьева), была не вполне здорова, то ли у отца была плохая наследственность, но шесть сестер Федора умерли в младенчестве, а сам он родился хилым и болезненным.

В абсолютном большинстве книг о времени царя Федора Ивановича неизменно можно обнаружить упоминание о его слабоумии и даже идиотизме. Стопроцентно исключать возможность столь печального для русской истории факта, конечно, нельзя. Но для веры в подобные утверждения оснований и вовсе нет. По большей части они просто голословны.

Несмотря на болезненность, с детских лет Федор производил на окружающих вполне благоприятное впечатление. В Польше даже намеревались избрать его своим королем, причем поляки предлагали в жены для Федора принцессу одного из европейских королевских Домов.

Первым же своим действием новый государь ясно дал понять, что продолжать политику отца не намерен. Была не только объявлена амнистия всем осужденным при Иване Грозном, но и без выкупа отпущены захваченные в ходе Ливонской войны иностранцы. Амнистия осужденных значительно укрепила авторитет царя. В среде чиновников появилось много искренних сторонников новой власти, из них и стала постепенно формироваться новая администрация в городах и крупных поселениях.

Вслед за этим была проведена в центре и на местах ревизия государственной казны. Главное внимание было уделено сильно подорванному опричниной хозяйству страны, без чего невозможно было пополнение казны. Была пересмотрена система налогов и пошлин. Самые тяжкие из них существенно снизили, а некоторые и вовсе отменили.

Озаботилась власть и незавидным положением мелкопоместного дворянства, от которого, особенно в неурожайные годы, в основном и уходили крестьяне в Юрьев день. Чтобы предотвратить их разорение, правительство продолжило начатое Иваном Грозным с Новгородской земли составление писцовых книг, закрепляя тем самым крестьян за их землевладельцами. Процесс шел медленно, закончился лишь к концу правления Федора Ивановича и потому возмущений в народе не вызвал.

После лихолетья опричнины особенно были довольны современники царя наступившей стабильностью во внутренней политике. Администрация всех уровней получила строжайшее указание с полным вниманием относиться к жалобам с мест. В споры между знатными людьми зачастую вмешивался сам государь, независимо от чинов и званий присуждая к батогам, воровской тюрьме и ссылке. Судьям на местах увеличили жалование и земельные наделы, велев за эту милость «творить праведный суд, не взирая на лица».

Несмотря на разгром в 1584 г. экспедиции Ермака, царские войска продолжали двигаться вглубь Сибири. На Западе пришлось решать проблему возврата Балтийского побережья, утерянного в ходе Ливонской войны - от выкупа шведы отказались и Федор Иванович лично повел полки на Север. Шведы таких решительных действий не ожидали и тут же предложили переговоры и весной 1595 г. был подписан вечный мир с возвратом всех земель и возобновлением торговых отношений.

В царствование Федора Ивановича произошло и последнее в русской истории нападение крымских татар на Москву. Крымская орда летом 1591 г. пошла к Москве. Федор Иванович лично провел смотр полкам и назначил военачальников на наиболее ответственные участки. Его появление воодушевило ратников: но до сражения дело не дошло - хан оценил возможное соотношение сил и счел за лучшее убраться восвояси.

После татарского набега усилили обороноспособность Москвы – помимо линии стен Белого города вокруг столицы насыпали еще и новые земляные валы, названные Земляным городом. На наиболее опасных южных и западных маршрутах возводились новые крепости, в существующих деревянные и земляные стены заменялись каменными.
По-видимому, для устрашения всех врагов разом по распоряжению царя русский мастер Андрей Чохов отлил невиданного ранее калибра Царь-пушку

И самым, пожалуй, главным делом 14-летнего правления Федора Ивановича было учреждение на Руси патриархии - церковной структуры, без наличия которой царский титул не мог считаться полноценным.

Феодор I Иоаннович


Ничто в этой жизни не проходит безнаказанно. Федор Иоаннович понимал это как никто. Даже тот факт, что Господь не дал ему возможности продолжить род Рюриковичей, он приня с должным смирением. Судьба отомстила жесточайшей смутой за тяжкие деяния Ивана Грозного. Отмолить всех грехов отца Федор Иоаннович не смог...



.

Комментариев нет:

Отправить комментарий